КАК НАПИСАТЬ СЦЕНУ БОЯ: 6 ЖЕСТКИХ ПРАВИЛ ДЛЯ ПРОПИСИ НАСИЛИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
#фо_помощь_авторам #фо_советы_авторам #фанфики #литерфест
Переводчик: A real chemist
Автор: Jacob Mohr
"У всех есть план, пока им не врежут в морду."
- Майк Тайсон
Каждая хорошая история нуждается в конфликте, и ничего не заставляет вырываться из моих уст крику так, как хорошая драка.
Потому что, эй, драки - это захватывающе! Вот почему вестерны заканчиваются перестрелками и дуэлями в разгар полудня, и вот почему фильмы про супергероев заканчиваются чуваками в обтягивающих колготках, выравнивающих городские пейзажи CGI по мере того, как они бьют друг друга в небытие.
Примечание переводчика: Вестерн - направление искусства, характерное для США, может включать в себя различные жанры, например, комедию, боевик, детектив, триллер и даже фантастику; вестерн характерен для кинематографа, телевидения, литературы, живописи и других видов искусства.
Переговоры могут быть скучными. Нравственные дебаты могут сбивать с толку. Но насилие - это универсальный язык. Как только кто-то решает нанести удар, становится ясно, что ставки и стороны ясны. Адреналин начинает качать, кровь начинает течь - и ваши читатели с радостью начнут заводиться.
Так почему же что-то настолько простое в чтении дело настолько тяжелое, чтобы его написать?
***
Шесть основных методов написания сцен насилия
Писать сцены драки всегда было немного проблематичным делом для автора элитной фантастики. Большинство (включая меня) никогда не участвовало в драках, не говоря уже о схватке с двадцатью хорошо вооруженными повстанцами, или о драке с сумасшедшим от войны суперсолдатом. И все же, это именно тот опыт, который нам нужно воспроизвести для наших читателей.
Что же делать нежному писателю?
Тебе крупно повезло, сейчас, прямо здесь, мы откроем для тебя шесть маленьких секретиков по написанию драк. Присаживайся поудобнее!
***
1. Постарайтесь сохранить лёгкость.
Несмотря на то, чему тебя научил Крадущийся Тигр, Скрытый Дракон, драка не похожа на балет. Настоящие бои обычно не длятся больше 30 с лишним секунд или около того. Они уродливые, грязные, неизведанные и, прежде всего, быстрые.
И хотя искушение с любовью описать каждый костяной удар мощно, то, как вы пишете сцену драки, должно отражать дикий, неистовый темп настоящей борьбы.
Это означает простой язык. Прямой язык. Энергичный голос, сильные глаголы. Короткие предложения - или фрагменты предложений, если вам так хочется. В сцене, где персонажи выбивают друг из друга томатный сок, каждое предложение должно ощущаться как удар в зубы - или как нож в шею, или как пуля в плечо.
Однако это не означает, что следует использовать исключительно такой неразборчивый язык. Драки могут разрываться и течь, как в любой другой сцене.
Подумайте о том, чтобы использовать свой язык, чтобы замедлить конкретный момент столкновения - например, если рука персонажа ударяется о горячую плиту, то мы слышим, как шипит плоть. После стольких быстрых действий, "замедленный момент" может поставить "фуражку" на великую битву, и подчеркнуть её в воспоминаниях читателей.
2. Подавай свою историю
Нечто, о чем забывают многие неопытные писатели, так это то, что сцены борьбы - это именно сцены. Они так заворачиваются в удары, пинки и укусы, что в процессе забывают рассказать какую-то историю.
Но дело в том, что если вымышленные обрывки не двигают ваш рассказ вперед, то они просто являются ненужным изображением насилия.
Драки должны быть сюжетными точками. Каковы ставки в драке? Почему персонажи дерутся? И что будет, если конкретный персонаж победит или проиграет? Какие новые ситуации создает исход боя, и какую новую информацию могут узнать ваши читатели?
И это еще не все. Сцены сражения должны не только служить вашей истории, но и каждая схватка может на самом деле рассказать историю по своему усмотрению. Бой имеет начало, середину и конец, а за ним следует персонаж, пытающийся преодолеть препятствия - в данном случае, внушительного противника - для достижения определенной цели.
Конечно, может быть сложно передать ощущение повествования в сцене действия. Большинство людей не останавливаются и не болтают во время драки. Так как же рассказать историю, используя только пинки и удары?
Ключ к этому - эскалация.
То, что начинается как простой физический конфликт, может закончиться почти битвой желаний и умов, когда обе стороны постоянно пытаются понять, как одержать верх. Может быть, один персонаж хватает оружие, или пытается сжульничать, или использует опасную технику, с которой ему не очень удобно. Эти эскалации не только впрыскивают повествовательные элементы в вашу битву, но и могут продемонстрировать, каковы ваши персонажи, когда они прислоняются спиной к стене.
3. Бой в вашем жанре
Не все сцены боя созданы одинаково.
Некоторые из них быстрые и грязные. Некоторые вычурные и хореографические. Одни смелые и жестокие, другие почти хитроумные - больше похожи на танец, чем на драку. Некоторые из них - дуэли один на один, некоторые - размашистые битвы в зоне боевых действий, а другие - выстраивание нескольких ключевых персонажей против орды грандиозных бродяг.
Сцены боя принимают разные формы, и то, какую форму примет бой, во многом зависит от жанра.
Например: В кульминационном романе о мечах и колдовстве, в историческом романсе XVII века будет прочитано нечто совершенно иное, чем джентльменская дуэль из пистолета. В одном из них будет использовано здоровое заклинание, а в другом - возможность окончания поединка, когда чья-то рука будет снесена кремневым клинком.
Для большинства жанровых сражений довольно хорошо зарекомендовали себя определенные условности, и зрителям будет больно отвлекаться, если ваш антагонист со школьным двором в средних классах выставит на всеобщее обозрение легальные движения кунг-фу против главного героя.
Конечно, жанровые условности должны быть нарушены. Не позволяй ограничениям мешать твоему творчеству. Просто будьте готовы подкрепить свое решение каким-нибудь логическим объяснением - или какой-нибудь серьезной схваткой.
4. Относиться к насилию как к диалогу
Пишешь сцену драки? Хочешь, чтобы каждый удар был немного усиленным?
Три слова: реагируй, реагируй, реагируй!
Написание сцены боя не должно быть всего лишь игрой с учетом каждого удара и толчка. Помните, что большинство людей не потерпят ударов без значительного эмоционального импульса - бои горячей крови, страстные поступки, и ваше творчество должно это отражать.
Относитесь к каждой сцене драки как к разговору, в котором вместо слов используются удары.
Не надо просто бить персонажа по зубам, опишите его реакцию! Как он реагирует на боль? На вид его собственной крови? Если он сломает палец, ударяя кого-то в челюсть, отвлекает ли его агония? Что если он начнет проигрывать драку? Он запаникует, или пересмотрит свою стратегию, или улетит в неистовство ярость?
Сделайте каждое движение локтями и удары головой больше, чем нападение. Пропишите их реакцию, то, что они испытывают. Помните: когда ваши персонажи решают бросить трепаться и разговаривать кулаками, они никогда не перестают контактировать.
5. Рассмотрим Ваши Глубокие Цели
Как только один из ваших персонажей нанесет первый удар, спросите себя: Почему он борется?
Или даже лучше: Чего он хочет?
В любом физическом конфликте победа в бою - это лишь поверхностная цель. Если каждая сцена боя служит повествованием, то каждый бой должен каким-то образом способствовать достижению целей вашего персонажа.
Подумайте о том, чтобы добавить к поединку альтернативное "условие победы". Может быть, победа заключается не в том, чтобы ваш персонаж победил своего противника, а в том, чтобы выиграть время для его друзей, чтобы сбежать.
И никогда не забывайте об эмоциональных причинах боя! В данном случае вопрос не столько в том, почему он борется, сколько в том, что он испытывает?
По этой логике, сцена драки может быть как моментом персонажа, так и боевым ритмом.
А что, если ваш персонаж сражается не за победу, а просто за острые ощущения от боя? Наслаждается ли он приливом адреналина, или только причиняет боль, а может он желает почувствовать её сам? Может быть, он борется, чтобы отвлечься от болезненных воспоминаний... или чтобы доказать свою храбрость кому-то другому... или просто чтобы почувствовать что-то кроме подавляющего оцепенения.
Так что, во что бы то ни стало, используйте сцены драки, чтобы насытить читателей жаждой крови - но никогда не забывайте удовлетворять и потребности своих персонажей.
6. Проведите свои аналитические исследования.
Как я уже говорил: многим писателям не хватает реального боевого опыта, и именно оттуда исходит основная масса их проблем со сценами боевых действий. Их бои кажутся слишком хореографическими, слишком навязчивыми или слишком глупыми, и ни один из ударов не имеет для них никакого реального веса.
Но это понятно: Как можно ожидать от вас точной передачи физического конфликта на странице, если вы никогда не наносили ударов?
К счастью, вам не нужно выходить на улицу и на самом деле с кем-то драться, чтобы узнать, что такое драка. Как и любая другая тема письма, это шанс провести ваше исследование. Посетите урок боевых искусств или самообороны. Посмотрите боксёрский матч или бой в клетке MMA. Найди кадры реальных уличных драк на YouTube.
Скорее всего, независимо от того, какой бой вы пытаетесь написать, есть фильм, в котором есть действие сцены, которые по крайней мере немного похожи, если не полностью совпадают.
Существует множество списков Топ 10 для боевых сцен во всех жанрах, включая телевидение и анимацию. Сцены драки в японской анимации могут быть особенно полезны для вдохновения, так как темп драки обычно обеспечивает более эмоциональный сюжет, даже если действие само по себе довольно раздуто.
Небольшое исследование имеет большое значение. Даже если вы пишете эпический фэнтези-шоудаун с помощью магии и средневекового оружия, впрыскивание даже прикосновения реализма может придать вашему сражению столь необходимый элемент уличного стиля.
А как насчет вас, писателей? Вы когда-нибудь писали сцену драки? Каковы ваши "запрещенные техники" - и куда вы отправляетесь в поисках вдохновения? Дайте нам знать в разделе комментариев!
~Если вам понравилась статья, поблагодарите переводчика лайком или даже отзывом на ФБ.~
Источник: https://ficbook.net/readfic/9961561